Что стоит изменить в своём поведении родителям (если есть прецедент ЭТНОБУЛЛИНГА)
1. Обратите внимание на то, какие формулировки вы используете дома при ребёнке. Вас может не устраивать иммиграционная политика страны, но даже привычное «понаехали» может привести вашего ребёнка в группу буллеров.
2. Задумайтесь, кому будут адресованы слова ребёнка. Такому же мальчику или девочке, как ваши, которого так же любят мама и папа, и которым он, скорее всего, о своей проблеме даже не говорит. Дети часто не вовлекают родителей в такие ситуации и переживают их самостоятельно. При этом сильно страдают.
3. Объясните ребёнку, что он не стоит перед выбором: дразнить или дружить. Ему необязательно дружить, но важно уважать.
4. Проанализируйте, насколько резко и жёстко вы общаетесь с ребёнком. Если вы давите, кричите, постоянно запрещаете (даже если это кажется вам оправданным), ребёнок копит агрессию внутри.
5. Если ваш ребёнок подвергся буллингу, сохраняйте спокойствие и здравый рассудок. Как бы ни клокотало внутри от возмущения и желания возмездия. Оскорбляя обидчиков при ребёнке, вы не научите его ничему хорошему.

Что делать, если Ваш ребенок в роли жертвы

1. Не давайте советы из серии «Не обращай внимания, они сами дураки». Когда на тебя обрушиваются волны агрессии и несправедливой критики по поводу твоей внешности, национальных или религиозных особенностей, они не помогают.
2. Научите ребёнка отвечать. Причём если нужно, то на языке агрессора, используя его терминологию и лексику.
3. Дайте ребёнку уверенность в том, что он всегда может обратиться к вам, родителям, за поддержкой и защитой от нападок и травли. А вы пойдёте разбираться в школу, детский сад, на детскую площадку. Потому что одному ребёнку бывает сложно справиться с травлей. Ему нужна помощь взрослых или старших детей.
Юмор — один из лучших союзников в защите от буллеров. А защищаться просто необходимо!

Что делать, если Ваш ребенок участвует в ЭТНОбуллинге сверстников

(как агрессор или наблюдатель)

  1. Совет «звонить в школу и устраивать тарарам» оставим на потом. 
  2. Сейчас вам важно объяснить ребенку, что его вины в произошедшем нет. То, как ведут себя другие люди, не может быть полностью нам подконтрольно. Да, своим поведением мы можем провоцировать как положительную, так и отрицательную реакцию, но исход никогда не гарантирован. В этом сложность социальный взаимоотношений.
  3. Помочь понять, что ребенок не виноват, очень важно. Если этого не сделать или отмахнуться фразой «не слушай дураков», эти абстрактные «дураки» могут победить в эмоциональной схватке за спокойствие. Их родители, возможно, тоже не планируют обсуждать столь важные вопросы, как национальность и расизм, думая, что этому научат в школе или «такое моему даже в голову не придет».
  4. Говорите! Даже если ваш Гриша 13 лет или Зура 15 лет не заводит разговоры на подобные проблемные темы, сами найдите способы их обсудить. Используйте текущие вопросы из новостей (выбирайте аккуратно), дебаты, книги, персонажей из фильмов или сюжеты сериалов как стартовую точку. Спросите своего подростка, что он/она думает о проблемах.
  5. Расскажите ребенку, что его национальность — это повод для гордости. За страну, за регион, за историю, язык, традиции, выдающихся деятелей. Национальность — это часть нашей идентичности. Сложные эмоциональные реакции, спровоцированные травлей за внешность, имя или традиции, могут повлиять на восприятие ребенком себя самого в целом.
  6. Посмотрите вместе с ребенком национальные сказки, попросите бабушек и дедушек рассказать что-то о традициях, вместе приготовьте национальное блюдо, сходите на виртуальную или реальную выставку регионального художника. Интегрируйте ребенка в национальную культуру, показывая, как велико ее разнообразие.
  7. Обязательно избегайте ксенофобии по отношению к другим культурным кодам и традициям. Выстраивайте рассказ на выделении уникального, не противопоставляя субъективных «хороших» и «плохих», иначе эта статья уже понадобится родителям других детей.
  8. Расскажите ребенку, что его право — открыто утверждать, что он гордится своей национальностью. Пусть школьник гордится, что он принадлежит к определенной культуре и при этом хорошо говорит, пишет и учится на языке другого народа. Если у ребенка проблемы с русским или иным языком, который превалирует на территории, где вы проживаете, помогите ему лучше изучить его. Это не предательство родной культуры, это включение в российский (а не русский) культурный код.
  9. Научите ребенка сразу же противостоять любым нападкам. Слово «нет», жесткое определение границ. Школьник должен знать, что на оскорбление в свой адрес он должен жестко и четко сказать: «Прекрати. Мне это не нравится. Я горжусь, что я …» В детстве нас учили не обращать внимания, подкрепляя этот совет тезисом «и тогда отстанут». Нет, не отстанут, и — да, надо защищать личные границы.
  10. Устраните потенциально вызывающее поведение. Мы все понимаем, что наши дети самые лучшие и никогда не могут быть виноваты в конфликтной ситуации. Обязательно уверьте в этом ребенка, успокойте его (вы не педагог, вы родитель!).
  11. Вникните в конфликт и проанализируйте, в какой момент все пошло не так. Вызывающее поведение может быть причиной расовых конфликтов в школьной среде. Другое дело — что именно считать вызывающим поведением. Для кого-то это хиджаб, для кого-то — особенное меню в столовой, для других — оскорбительные высказывания посреди урока.

Если вы учитель, то вам тоже необходимо

принять меры:

  1. Расскажите учащимся, что вы думаете о расе и равенстве. Успешные учителя не боятся преподавать ценности сообщества; они не равнодушны. Для учащихся важно смоделировать видение морально правильного поступка. С расизмом мало двусмысленности — преднамеренная или непреднамеренная дискриминация человека или группы по признаку расы или культуры противоречит закону.
  2. Попробуйте моделирование и ролевые игры, в которых учащиеся могут приблизиться к взглядам других. Но примите во внимание тот факт, что некоторые из учеников смогут выйти из роли в конце урока. А вот любой представитель меньшинства не уходит от проблем со школьным звонком, а живет с ними 24 часа в сутки.
  3. Привлекайте учащихся к немедленной ответственности за ксенофобские высказывания и поведение.
  4. Делайте это тактично, чтобы позволить ученику самостоятельно устранить ущерб: «Сережа, я знаю, что ты не разделяешь подобные взгляды. Проверь еще раз свое утверждение: есть ли что-нибудь, что можно было бы расценить как неуважение к другой национальности?»
  5. Используйте пособия, раскрывающие историю многонациональной России в ретроспективе построения этой общности.
Made on
Tilda